Интенсивный курс Bachata Sensual
22
октября
2012

Ближе с каждым веком

Страстные латиноамериканские танцы давно приучили нас к мысли о том, что в танце позволительно многое. Многое, если подумать о сальсе, и очень многое, если вспомнить о бачате. Но всегда ли это было так? Оглянемся на историю не без любопытства, и посмотрим, как все пришло к современным горячим вечеринкам.

Танцы появились, наверное, раньше, чем само общество. Однако сказать о том, что было тогда, мы не можем ничего. Так что об этом умолчим. Но первые записи и изображения говорили о танце, посвященном богам. И танцующим явно было не до легкомысленности. Использовался танец и для увеселений, но явно большим увеселением было смотреть на танцующих и танцевать самому, чем танцевать вместе. Впрочем, уже в древней Греции допускались совместные танцы юношей и девушек (не взрослых мужчин и женщин). Это были цепочки, где они держались за руки. Понятно, что вакхические пляски перетекали, собственно, в вакханалии, но это уже история не совсем о танцах.

Танцевали все и всегда, однако чем выше были слои общества, тем жестче были запреты, касающиеся их танцев. Гражданки Рима могли участвовать только в храмовых танцах, а всем высокородным египтянам одно время и вовсе воспрещалось танцевать. Что не мешало от души веселиться простому народу. Настолько от души, что в средневековье отцам церкви приходилось запрещать пляски на праздниках в соборах (и они не вполне в этом преуспели). Как писал один поэт-вагант:
«Нас девичьи хороводы
Ждут на каждой улице.
Их пляской игривою,
Чай, не оскоромишься:
С девой нестроптивою
Живо познакомишься.
Я гляжу, как то и дело
Девы извиваются,
И душа моя от тела
Словно отрывается».

Да и у вельмож, помимо пиров на весь мир, бывали празднества поскромнее, которые, скажем, устраивали дамы в своих покоях, и где можно было свободнее веселиться, не опасаясь уронить достоинство.

Так уж сложилась история, что почти всякий новый танец вызывал возмущение и порицание, казался дерзким и фривольным. А потом спокойно становился частью культуры, и уже другие фигуры и коленца шокировали и будоражили общество.

Даже вальс, который теперь кажется классикой из классики, двести с лишним лет назад вызывал все те же пересуды. А в суровой Российской империи во времена Павла I был даже воспрещен, скажем, офицерам армии (под страхом ареста и гауптвахты). Нам кажется – какие пустяки, а меж тем – это первый европейский принятый в обществе танец, где кавалеру было позволено обнять даму. И заметьте – обязательно в перчатках, ведь в противном случае он рисковал соприкоснуться голой кожей с чрезмерно декольтированной спиной.

Какая-то сотня лет, в которую вроде бы ничто не волновало умы и парные танцы (разве что дерзкие подбрасывания дам в польке), и на сцену вступила первая ласточка из латинской Америки – танго. (Когда-то и оно само пришло туда из Испании, но то был совсем другой танец.) Тесные объятия, резкие движения, длинные шаги, сближающие еще больше – скандал, да и только.

Дальше все только убыстрялось – чарльстон, свинг, твист. Движения все быстрей, юбки летают напропалую. Наконец, рок-н-ролл, со своими акробатическими заходами. Новая волна из карибского региона – мамбо, меренга, самба. Краткое оживление интереса к свободным, сольным танцам на дискотеках. И опять – румба, ча-ча-ча, ламбада, слегка подзабытая, но очевидно близкая к бачате. Здесь с европейскими парными танцами слились страстные мотивы Латинской Америки. Даже в двадцатом веке многие из этих танцев пытались запрещать и у них на родине.

Но ни шила в мешке, ни жгучего танца не скроешь и не запретишь. Сначала на европейские площадки пришла сальса, успевшая впитать в себя по дороге едва ли не все веяния нового света. А затем и бачата, вольная, целиком отдающая свободу сближения на усмотрения танцоров.

 Не осталось ни запретных жестов, ни неуместных шагов. Только чувство, которое ведет двоих, и музыка, которая указывает путь. Насладитесь этим преимуществом сегодняшнего дня, но будьте благоразумны.

Танцуйте!

Categories: Статьи о танцах